Программа «Народный гараж» - настоящий провал
Московская Контрольно-счетная палата озвучила результаты проверки
широко разрекламированной программы создания в столице новых гаражей и
парковок, передают «Новые Известия». И оказалось, что программа,
реализация которой шла в 2008-2010 годах, фактически провалилась. По
данным контрольно-счетной палаты, было построено всего 1,6% гаражей от
запланированного количества. Всего 1,6%!
Результаты на самом деле
очень грустные. Из 182 паркингов, которые хотели построить в 2008-2010
году, было возведено лишь три парковки на 1691 место. При этом на 133
объектах вообще не ведется никаких работ!
Напомним, что в столице
ранее шел активный снос так называемых плоскостных гаражей для того,
чтобы на их месте построить многоярусные паркинги. При этом места
предполагалось продавать бывшим владельцам гаражей – за 350 000 руб.
Однако гаражи были снесены, но на их месте так ничего и не построили.
«Столичное руководство открыто шло на конфронтацию в этом вопросе. У
людей сносились гаражи без всякой компенсации, без обсуждения. Многие не
стали покупать эти «народные гаражи» из принципа, потому что с ними
плохо обошлись», - рассказал «Новым Известиям» глава Федерации
автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. «Народный гараж» забуксовал
Объем программы на 2010 год придется сократить как минимум вдвое –
среди москвичей не находится желающих покупать «дешевые машиноместа» по
11,5 тысяч долларов. Таким образом, вместо 432 объектов «по плану»
построены будут лишь 202. Да и то речь идет главным образом о тех
объектах, которые уже находятся в процессе строительства. Что же
касается уже возведенных объектов, то у них возникли серьезные проблемы
со сбытом.

Продажи
в «народных гаражах» стартовали 15 февраля. По официальной информации,
московские автовладельцы чуть ли не в очередь выстраивались за
машиноместами! Однако реалии оказались несколько суровее. Если в обжитых
районах, где проблемы с парковочными местами возникали давно,
машиноместа все-таки расходятся (хотя, как правило, не по 350, а как
минимум по 480 тысяч рублей), в спальных районах спрос невелик. В
департаменте строительства правительства Москвы вынуждены признать, что
«в ряде районов Москвы городские власти столкнулись с невысокой
востребованностью машиномест у населения». Например, в Щербинке и
Солнцево. А в Зеленограде названы даже конкретные цифры, позволяющие
судить об истинном положении вещей с «гаражным бумом». Так, по программе
«народный гараж» в самом отдаленном из округов было построено 17
объектов на 6 000 машиномест, из которых на 4 374 машиноместа до сих пор
не заключены договоры долевого участия. То есть востребованной
оказалась лишь одна четвертая часть от построенных мест.
А вот
как быть с теми гаражами, которые были построены под гарантию
правительственной программы? Судя по всему, места в этих гаражах будут
выкуплены за счет городского бюджета – перед подрядчиками же надо
расплатиться… Пока же приходится спешно пересматривать адресность
строительства: по всем оставшимся объектам будут проведены общественные
слушания с целью выяснить, а так ли уж нужны в том или ином районе места
в голых бетонных «этажерках» стоимостью с седан европейского
производства.
Хотя, может быть, с этого все-таки стоило начинать когда-то?
Напомним,
что первая попытка запустить программу «народный гараж» была сделана
еще шесть лет назад. Тогда планировалось чуть ли не за год построить
около 400 гаражей, реально же построили только один. И это при том, что
первоначально стоимость машиноместа не должна была превышать 60 тысяч
рублей! Правда, вскоре цена начала расти, и цены в «народных гаражах»
вплотную приблизились к стоимости машиноместа в коммерческих гаражах.
В
январе 2008 года программа «народный гараж» на заседании правительства
Москвы была названа «проваленной». Не провалившейся, а именно
проваленной, причем были названы и виновные в провале. В частности,
досталось куратору программы «народный гараж», первому заместителю
руководителя Департамента градостроительной политики, развития и
реконструкции Константину Королевскому. Однако это было только начало. В
январе 2009 года в отношении Королевского и другого правительственного
чиновника, главы Департамента дорожно-мостового и инженерного
строительства Александра Левченко начал проверку Следственный комитет
прокуратуры РФ. По данным СКП, в 2007 году чиновники «нерационально»
использовали порядка 130 млн. рублей, выделенных из горбюджета на
выявление и подготовку земельных участков под строительство «народных
гаражей»…
Видимо, данный факт окончательно переполнил чашу
терпения мэра Москвы, и контролировать ход выполнения программы было
поручено «главному строителю» столицы, главе стройкомплекса Владимиру
Ресину. Тот взялся за реализацию весьма жестко, начав чуть ли не с
чистого листа. Второй старт пришелся на май 2009-го года. Было объявлено
о том, что будет построено гаражей на 198 тысяч машиномест еще до конца
года. Весной заложили гаражи по 25 адресам, для быстроты разработали и
вроде бы утвердили типовой проект «народного гаража». Летом 2009-го
первые гаражи были сданы.
Однако уже тогда можно было бы
поговорить о том, что спросом машиноместа не пользуются. Просто потому,
что очень дорого. Эксперты пытались объяснить представителям мэрии, что
350 тысяч – явный перебор. На что из мэрии отвечали, что, во-первых,
земля в Москве недешева, к тому же ее и под жилищное строительство не
хватает. А во-вторых, цены на строительные материалы, во всем мире
упавшие, в России продолжают расти, особенно на цемент (которого,
видимо, не хватает из-за подготовки к Сочинской Олимпиаде-2014).
В-третьих же – это, правда, осталось «за кадром» - в Москве на
строительство одного гаража уходит полгода, причем на объекте работает
несколько десятков человек. А в Германии гараж строят месяц-два, причем
справляется с этим бригада из 10 человек… Потому-то в Германии место в
таком гараже и стоит в пределах 4-5 тысяч евро.
То есть строить дешево можно. Но кому это нужно?
Лев Демин
«Народный гараж» – только для состоятельных
Вы способны выложить 350 тысяч рублей за право поставить свой
автомобиль на местечко в бетонной этажерке, открытой всем ветрам? Вам
можно только позавидовать – такие деньги да на ветер… А вот Владимир
Ресин, первый заместитель мэра в правительстве Москвы, искренне считает,
что программа все-таки состоялась . Позади три фальстарта, три
более-менее приемлемых стоимости… Но это все, похоже, позади: наиболее
успешным считается четвертый старт, прошлогодний, а потому и всю историю
«народного гаража» теперь в мэрии ведут с 28 июля 2009 года – в этот
день было подписано постановление правительства Москвы №685-ПП «О
порядке строительства объектов гаражного назначения в городе Москве».

Ресин
возглавил программу весной прошлого года и сразу взял быка за рога:
первые готовые объекты на карте Москвы появились уже прошлым летом. С
тех пор строительство пошло по нарастающей – до конца минувшего года
заложили 142 гаража. Из них 122 сдадут до конца первого полугодия – 32
до 31 мая, остальные – до 30 июня. В Центральном округе сдадут всего
четыре таких паркинга (минимальный показатель) на 1484 места. В Северном
– 12 (на 2241 место), в Северо-Восточном – 9 (на 3357 мест), в
Восточном – 16 (на 5126 мест), в Юго-Восточном – 19 (8326 мест), в Южном
– 15 (на 3594 места), в Юго-Западном – 15 (5279 мест), в Западном – 13
(6137 мест), в Северо-Западном – 12 (на 5358 мест) и в Зеленограде – 7
(на 1822 места). Итого – 44724 места.
С продажами сложнее. Елена
Горбунова, отвечающая в ГУП «Дирекция гаражного строительства» за сбыт
готовой продукции, уверяет: машиноместа расхватывают, как горячие
пирожки. Но тут же сама себя опровергает: по состоянию на 14 мая сего
года заключено всего 3349 договоров долевого участия. Горбунова
утверждает, что проблема – в сложностях оформления: мол, не успевают в
ГУП за всеми желающими…
На верхнем фото – московский «народный гараж». А на нижнем – аналогичное сооружение в Германии. Чувствуете разницу?
|
Однако реалии все-таки не столь радужны: как мы уже сообщали,
программу 2010 года пришлось сократить более чем вдвое – из «найденных»
префектурами 423 участков после длительного анализа оставили всего 202.
Эти 202 объекта дадут в свое время еще 71 тысячу машиномест. Итого – за
два года – чуть более 115 тысяч. Только вот если строить такими темпами,
то тот голод, который существует на данный момент, строители смогут
удовлетворить только через полвека. А ведь автотранспортный парк стоять
на месте не будет. Это он только по Генплану должен вырасти с 350 до 384
машин на 1000 жителей за 15 лет. На самом же деле прирост – от 5% в год
(с учетом кризиса). Так что в 2025 году по самым оптимистичным
подсчетам местами в гаражах обеспечат лишь 70% всех желающих.
А
что представляет собой этот самый «народный гараж»? Первый объект, на
котором мы побывали 14 мая, – это многоуровневый паркинг на улице Героев
Панфиловцев. Забраться внутрь с улицы очень просто - нет ни сеток, ни
жалюзи, которые защитили бы машины от косого дождя или снега. На другом
объекте – на Куликовской улице в Северном Бутово – сеткой закрыт только
один этаж из шести, первый. И вот «это» предлагается покупать по цене 35
тысяч рублей за квадратный метр? К слову: строители, работающие на
московском рынке без поддержки мэрии, считают, что выставленная
стоимость превышает реальную в 2-3 раза...
Москвичей заставят покупать гаражи

«Ракушечные» войны Как
ни парадоксально это звучит, но примерно 10 лет назад мэр Москвы Юрий
Лужков впервые заявил, что временные тенты-укрытия («пеналы», «ракушки» и
др.) уродуют облик столицы. А тут как раз – террористические атаки на
жилые дома… Бывшие ракушковладельцы наверняка помнят, как осенью 99-го и
летом 2000-го годов многочисленные комиссии в составе сотрудников
милиции и чиновников районных управ ходили по дворам и проверяли
содержимое «пеналов».
В общем, к 2002-му году о том, что
«ракушки» надо запретить, заговорили уже серьезно и на самом высоком
уровне. А в 2003-м году вышло печально известное постановление
правительства №526-ПП от 8 июля. Согласно этому документу разрешительные
функции на установку «ракушек» были переданы префектурам (которым
строжайше запретили разрешения выдавать), исключения были сделаны разве
что для ветеранов и людей, страдающих от сердечно-сосудистых
заболеваний. Одновременно всем, кто установил тенты в 90-е годы прошлого
века, было предложено официально зарегистрировать их в гаражных
комиссиях управ. Спустя несколько лет те, кто это требование выполнил,
первыми пали жертвами сноса «ракушек».
А почему их вообще начали
сносить? Ведь с середины 90-х годов эти самые временные тенты выполняли
функции, которые так и не смогли выполнить правоохранительные органы:
они значительно понизили число угонов в столице. Кроме того, это был
действительно народный метод решить гаражную проблему: стоимость
«пенала» редко превышала 1000 долларов. Разумеется, подобное решение
действовало не везде: в некоторых районах, особенно в центре города,
просто не было свободных мест под такие гаражи. А дворы,
спроектированные и застроенные в 50-х годах прошлого века, вообще не
предусматривали мест под парковку!
Да и зачем? В 80-м году должен
был наступить коммунизм, и всю функцию пассажирских перевозок возьмет
на себя общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и
электрички.
Но, простите, отвлекся.

Итак,
«ракушки». Из-за нехватки места их ставили где попало: на газонах,
детских площадках, проезжих частях! Это вызывало протесты со стороны
«безлошадных» горожан. Они – к их чести будь сказано – били во все
колокола аж с самого начала 90-х годов. И вот городские власти вдруг
прислушались к общественному мнению и решили всю эту жестяную мерзость
снести. Вроде не к чему придраться. Но задумайтесь: 10 лет на
общественное мнение внимание не обращали, а тут вдруг – обратили. Что-то
здесь не так.
А оказывается, в октябре все того же 2003 года
было принято постановление правительства Москвы о начале программы
«народный гараж», согласно которой в 2003-2004 годах планировалось
построить 140 тысяч машиномест. И это при том, что за предыдущие 10 лет
построили всего 390 тысяч.
До этого момента частные инвесторы
строили многоэтажные паркинги где придется – на пустырях, на отшибе,
нередко водителям приходилось ехать несколько остановок на автобусе.
Немудрено, что многие из построенных тогда гаражей до сих пор пустуют.
Особенно если учесть, что в конце 90-х машиноместо там стоило от 10000
долларов.
Вот в мэрии и решили зарабатывать на «народных
гаражах»: строить-то их должны были фирмы и фирмочки, аффилированные со
стройкомплексом Москвы. Но кто будет покупать места в этих «народных
гаражах»? Даже с учетом того, что на первых порах одно место там
оценивалось в 60-70 тысяч рублей, это все равно было в два раза дороже
«ракушек».
И было тогда решено - все эти «ракушки» пустить под автоген.
Вас тут не стояло! Но вот ведь вопрос: если нет денег на место в паркинге, кто заставит нас эти места покупать?! Не насильно же?
Вот именно, что насильно.
Как
только в первом квартале 2004 года началось строительство первого
«народного гаража», на Тверской улице, 13, начали поговаривать о том,
что неплохо бы запретить стоянку транспортных средств во дворах жилых
домов. Мол, там надо оставить только «карманы» для гостевого транспорта…
А остальных – под угрозой солидного штрафа – в паркинги!
В 2005-м году даже точную дату введения запрета назвали – 1 января 2008 года.
Тогда
не сработало. Прежде всего потому, что забуксовал «народный гараж».
Так, в первые годы действия программы вместо запланированных 140 тысяч
мест сделали всего 400. Оно и немудрено, ведь половину гаражей
планировалось построить вдали от жилья – на это не соглашались
потенциальные инвесторы-автовладельцы. Вторую половину хотели возводить
во дворах, для чего предполагалось снести спортивные или детские
площадки. Тут уж на дыбы вставали все, и автовладельцы, и безлошадные.

400
мест за три года… По сути, это был настоящий провал, стоивший
ответственному чиновнику - первому замглавы Департамента
градостроительной политики, развития и реконструкции города Константину
Королевскому - места. Факт провала был озвучен мэром в январе 2008-го –
то есть как раз тогда, когда планировалось стоянку во дворах запретить…
Вот на этом-то заседании правительства под раздачу попали все:
Королевскому досталось за недостаток гаражей, а главе Москомархитектуры
Александру Кузьмину за то, что до сих пор нет типового проекта
«народного гаража».
Проект появился, но на решение проблемы он
никак не повлиял. В самом деле: место в железобетонной этажерке без стен
стоило от 350 тысяч рублей! За такие деньги можно было и стационарный
гараж купить. Не помогло даже то, что за гаражи взялся сам Владимир
Ресин, после чего на карте города появились десятки площадок, которые
префектуры спешно изыскали под «народные гаражи». Однако желающих
прикупить местечко не прибавилось. А масла в огонь подлили независимые
эксперты, заявлявшие один за другим, что красная цена машиноместа в
таком паркинге от силы 100 тысяч рублей.
В конце концов, даже в
мэрии вынуждены были признать, что с ценой погорячились. Незадолго до
Нового года первый вице-мэр Юрий Росляк заявил, что место в «народном
гараже» в Европе стоит 4-5 тысяч евро, вот и у нас будет стоить столько
же, то есть 160-200 тысяч рублей… Вот только уважаемый Юрий Витальевич
забыл, что мы-то не в Европе живем: и по уровню жизни от нее отстаем, и
по уровню доходов.
В общем, даже на треть «полегчавшие» в
стоимости гаражики массового покупателя не нашли… Вот тут-то и вернулись
к идее запретить стоянку во дворах. Для начала для офис-менеджеров,
которые приезжая на работу заставляют своими машинами все окрестные
микрорайоны. Ну а потом, когда паркингов построят хотя бы на 2,5 млн.
машиномест, и нас со дворов попросят… Тем, у кого по-прежнему не хватит
денег на «народный гараж», выбор предлагается незавидный: оставлять
машину на перехватывающей парковке, благо что она ночью пустует. Далеко?
А тогда извольте купить место в «народном гараже»… И помните:
штрафовать за нарушение закона – когда его примут – будут нещадно: за
соблюдением духа и буквы начнет следить целая инспекция, которую еще
предстоит создать.

Правда,
закон еще предусматривает обязательное строительство паркингов под
всеми новостройками: жилыми, офисными, торговыми. Странно, об этом
твердят уже много лет, а воз и ныне там. Просто девелоперам невыгодно
строить эти паркинги: они удорожают строительство, которое у нас
сегодня, невзирая на кризис, золотое.
Что делать? Если
проблема отсутствия гаражей настолько волнует городские власти, то
почему решать ее должны горожане? Кого беспокоит – тот пусть и решает. Я
очень сомневаюсь, что огромные паркинги под Вандомской площадью,
площадью Оперы и другими площадями Парижа, под скалами, на которых стоят
Мадрид и Стокгольм, были построены на скромные средства обитателей
окрестных домов.
Раз город принял программу – пусть он ее и
финансирует! Пусть строит паркинги сериями в 10, 50, 100 штук – и сдает
машиноместа в аренду! Скажем, тысячи за три в месяц где-нибудь на
периферии и тысяч за пять в центре города. И пора, наконец, строить
подземные гаражи везде, где это возможно. Сделали же это в Риме и в
Париже, подкопавшись каким-то образом под дома, построенные в середине
XIX века. Неужели наши метростроевцы хуже? Никогда не поверю. В общем,
пора забыть об утопических проектах вроде строительства подводных
парковок. Надо, наконец, заняться делом.
Лев Демин
|